Информационно-коммуникационные технологии как эффективное средство коррекции речи

Сообщение из опыта работы 
учителя-логопеда высшей квалификационной категории 
МБДОУ №37 "Сказка" г. Альметьевска, РТ 

Поповой Раисы Георгиевны






Бурное развитие информационных компьютерных технологий свидетельствует о формировании «информационной культуры» (Р.Ф. Абдеев, 1994). Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники в образовательной деятельности позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности (Р.Ф. Абдеев, 1994; В.П. Беспалько, 2002; Е.И. Машбиц, 1988; О.И. Кукушкина, 1994 и др.). 
В последнее время при устранении речевых недостатков всё большая роль отводится компьютерным технологиям, которые выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия, включаются в структуру организованной образовательной деятельности как дополнительные инновационные элементы. Компьютерные программы отражают несколько аспектов логопедической работы: развитие когнитивных функций, обогащение словаря, развитие грамматических структур, совершенствование связной речи. 
Информационно-коммуникативные технологии открывают перед педагогом новые перспективы в поиске улучшения образовательного процесса. В своей работе использую компьютер как средство: 
- создания электронной библиотеки, 
- электронного блог-портфолио «ЛогизС»
- копилки дидактических игр, картинок, иллюстраций, видеоматериала, 
- создание презентаций для родителей и детей, 
- создание медиатеки - собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах, содержащих коррекционно-развивающую информацию, а также созданных собственными силами, 
В работе с дошкольниками применяю компьютерные игры «Баба яга учится говорить», «Учимся говорить правильно», «Букварик-Смешарик», «Калейдоскоп игр», «Форма, цвет», которые позволяют развивать речь, логическое, оперативное мышление, умение прогнозировать. 
Во время проведения организованной образовательной деятельности (индивидуальная и подгрупповая форма работы) с детьми использую и авторские мультимедийные презентации, дидактические игры, информационные ресурсы, созданные мною в программе Microsoft Power Point: «Зачем животным хвост?», «Как зимуют птицы?», «Снегопад», «Звери», «Приметы осени», «Весна», «Калейдоскоп заданий» и т.д.
Электронные образовательные ресурсы дидактическая игра «Четвертый лишний» и «Интерактивная игра-занятие. Сказка «Айболит» на новый лад» успешно прошли открытую общественную профессиональную экспертизу и получили «Логотип портала Сеть творческих учителей», выдано «Свидетельство о регистрации электронного ресурса» ИНИМ РАО (Институт научной информации и мониторинга Российской академии образования). 
Компьютер предоставляет ребенку разнообразный красочный материал для осуществления его творческого замысла. Занимательные истории придают обучению игровой характер, что очень важно для детей дошкольного возраста; ведь основной целью занятий с компьютерными программами является не только приобретение новых и закрепление полученных ранее знаний, но и эмоциональное раскрепощение детей, активизация и побуждение их к продуктивной познавательной деятельности. 
Организованная образовательная деятельность с использованием компьютера проводятся в соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий, длительность занятий 5 – 10 минут (в зависимости от возраста и особенностей нервной системы ребенка, но не более 2 раз в неделю). 
С детьми уточняются, формируются и закрепляются зрительно-пространственные ориентировки – презентация «Где спрятался жук?», «Лабиринты», «Где находится?», «Звездочет». В работе над звукопроизношением используются видеофильмы с артикуляционной гимнастикой, схемы и модели, презентации «Пение гласных», «Веселый язычок», «Звукарики». Все это помогает приучить детей к наблюдениям за языком, повышает интерес к звуковой стороне речи, слову, его смысловому значению, что создает предпосылки для формирования фонематического восприятия. 
На индивидуальных и подгрупповых занятиях с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты.  Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Тем самым у дошкольников развиваются такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.
Совершенно новый потенциал для взаимодействия с родителями несет в себе персональный логопедический сайт для детей, родителей и педагогов, на страницах которого размещены текстовые материалы, презентации, слайд-шоу, фотоколлажи, видео … Любой родитель имеет возможность зайти на сайт и выбрать нужную информацию, например словарная работа и игровые упражнения по лексическим темам, артикуляционная гимнастика, тесты логопеда. Размещенные авторские компьютерные материалы: презентации и flash-игры - «Профессии», «Звери наших лесов», «Музыкальная открытка», "Поиграем цветом", "Скажи наоборот" и т.д. - помогают расширить осведомленность родителей и педагогов в вопросах коррекции речевых трудностей. Родителям очень интересно вместе с ребёнком заглянуть на сайт, посмотреть вместе новые фоторепортажи, выслушать сообщение ребёнка о прошедших событиях и, конечно же, выполнить рекомендованные домашние задания по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, звукопроизношению.
Еще одно электронное средство обучения – дидактический онлайн-альбом «Антонимы», созданный в динамическом просмотре. Представляет собой сборник материалов по достаточно узкой теме: антонимы слова с противоположным значением. Цель: развитие лексики, преодоление речевого недоразвития и восполнение пробелов в усвоении антонимии у дошкольников.
Неоспоримым преимуществом информационно-коммуникационных технологий для логопедической практики является: 
- использование игровой формы обучения; 
- полисенсорное воздействие, т.е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов; 
- дифференцированный подход к обучению; 
- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов; 
- повышение самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, звуковые эффекты); 
- формирование сотрудничества между ребенком, учителем-логопедом, педагогами и родителями; 
- активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе; 
- экономия временных ресурсов. 
Ресурсы, предоставляемые информационно-коммуникационными технологиями, создают условия для профессионального саморазвития: это возможность использования в логопедической практике электронных учебников, статей, ознакомление с прогрессивным опытом зарубежных специалистов, обмен информацией с коллегами посредством электронной почты, участие в профессиональных интернет-конференциях, семинарах и конкурсах. 
Применение компьютерных технологий в процессе коррекции речи - один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, формирует правильные речевые навыки, самоконтроль за своей речью, позволяет детям развиваться в духе современности.

                 


Литература. 
1. Жукова П. С., Мастюкова Р.. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.; ил. 
2. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55. 
3. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5. 
4. Мамайчук И. И., Пятаков Р. В. Исследование личностных особенностей детей с детским церебральным параличом. //Дефектология. 1990. - № 3. с. 23. 
5. Мастюкова Е. М. О развитии познавательной деятельности у детей с церебральным параличом. //Дефектология. 1973. - № 6. с. 21. 
6. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 191 с. 
7. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5 (14), стр. 283-285. 
8. Тимофеева Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. - № 2. с.41-4

9 комментариев:

  1. Уважаемые коллеги, доброго времени суток! Предлагаю оставить свои комментарии, отзывы, советы по содержанию сообщения из опыта работы "Информационно-коммуникационные технологии как эффективное средство коррекции речи". Ваше мнение очень важно и ценно!
    С уважением, Раиса Георгиевна.

    ОтветитьУдалить
  2. Уважаемая Раиса Георгиевна, представленный вами материал - практический курс для логопеда, начинающего осваивать и внедрять информационные технологии в коррекционную деятельность. Огромнейший материал изложен лаконично и точно. Раскрыты практически все направления логопедической работы, использованы разнообразные средства и формы подачи материала, указаны возможности взаимодействия с родителями и педагогами, отражена значимость данной темы на современном этапе.
    Энергии и творческих побед Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Болилая Галина Львовна учитель - логопед высшей квалификационной категории Набережночелнинская специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад V вида №89, г. Набережные Челны, РТ

      Удалить
  3. Уважаемая Раиса Георгиевна! Ваша публикация подробно и четко излагает актуальнейшую тему современного образования, в том числе и коррекционного - использование возможностей компьютера для повышения качества педагогического воздействия. Огромный материал, накопленный Вами, систематизирован и удобен для пользования всеми участниками образовательно-коррекционного процесса. Несомненно, Ваш труд доказывает, что грамотное использование информационно-компьютерных технологий приносит огромную пользу как педагогам, так и детям, и позволяет эффективно решать коррекционные задачи.
    Творческих успехов Вам и вдохновения!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Янина Анна Яковлевна - учитель-дефектолог ГКС(К)ОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида г. Саратова"

      Удалить
  4. Уважаемая Раиса Георгиевна! Спасибо за столь своевременный материал, который послужит педагогам примером в систематизации собственного накопленного опыта и поможет более интересно и разнообразно построить коррекционно-образовательный процесс с использованием информационно-компьютерных технологий.
    Творческих успехов Вам!

    ОтветитьУдалить
  5. Раиса Георгиевна, здравствуйте! Вы на "отлично" представили свой опыт работы по использованию ИКТ в логопедической практике!Очень содержательно, объёмно и доступно для понимания как молодым специалистам, так и логопедам со стажем, родителям и всем, кто заинтересован в эффективной коррекционно-развивающей работе.Особенно заинтересовала информация о создании электронной копилки.Знакомство с ресурсами, представленными Вами,всегда радуют и удивляют обилием идей и творчества.
    с уважением и ожиданием Ваших новых авторских ресурсов, Татьяна Тылик.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тылик Татьяна Ивановна учитель-логопед высшей квалификационной категории МКОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа Тазовского района Ямало-Ненецкий автономный округ

      Удалить
  6. Уважаемая Раиса Георгиевна!Вы представили отличный пример грамотной педагогической рефлексии!Как всегда Вам удалось объять необъятное:информационно-коммуникационные технологии.Раскрыта актуальность проблемы,показана система взаимодействия субъектов образовательного процесса,колоссальный арсенал авторских интерактивных ресурсов.
    Желаю Вам удачи во всех инновациях и процветания Вашим сайтам!
    С уважением Ануфриева Ольга Вадимовна,учитель-логопед МОУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения "Радуга",г.Котлас.

    ОтветитьУдалить