Формирование связной речи посредством наглядного моделирования при обучении старших дошкольников с речевыми нарушениями


Сообщение из опыта работы 
 учителя-логопеда первой квалификационной категории 
МБДОУ № 37 "Сказка" г. Альметьевска, РТ 
Вотяковой Евгении Борисовны.


Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
В коррекционной логопедической работе с детьми с нарушениями речи формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в архисложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребёнка.  
Развитие связной речи требует применения вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у логопата развёрнутого смыслового высказывания. Одним из таких средств является наглядность, при которой или по поводу которой происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства можно выделить наглядное моделирование. Использование наглядных моделей в процессе обучения позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.
Включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. При этом использую наглядные модели, которые включают стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи («стрелка» вместо глагола, «волнистая линия» вместо прилагательного в моделях предложений); схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов.
Так, например, в процессе игр и заданий закрепляю понимание детьми значений глаголов (игра «Помоги Наташе разложить вещи по местам»);  развиваю понимание категории рода у прилагательных (игра «Угадай, какие это фрукты?»), уточняю смысл логико-грамматических конструкций, включающих субъект действия и предикат (задание «Исправь ошибку»).
Приведу фрагменты описания некоторых игр.
Игра «Помоги Наташе разложить вещи по местам»
Цель: закрепить понимание глаголов (вешать, класть, ставить и др.); практическое усвоение падежных конструкций с предлогами в, на.
Ход:   Логопед: «Куда я положу ключ (повешу юбку, поставлю банку сока и т.п.)? Где лежит тетрадь (висит юбка, стоит пакет молока и т.п.)?».
Дети:    «Я поставлю молоко в холодильник. Я положу ключ в сумку. Я повешу юбку в шкаф».
Игра «Исправь ошибку»
Цель: развитие понимания лексико-грамматических конструкций;
практическое усвоение структуры простого предложения с прямым дополнением.
Ход:  Логопед последовательно предлагает детям прослушать предложения, иллюстрируя их с помощью двух предметных картинок и карточки со стрелкой. «Смотри и слушай внимательно: Рыба поймала мальчика» Исправь схему и скажи правильно, если я ошиблась». Ребёнок должен исправить ошибку в предложении, правильно его произнести, предварительно переставив карточки. После выполнения детьми нескольких заданий, предложения произносятся логопедом без зрительной опоры («куры кормят хозяйку», «коза пасёт девочку», «чай выпил мальчика» и т.п.).
«Это неправильно. Рыба не может поймать мальчика. Надо сказать: «Мальчик поймал рыбу».
В процессе коррекционного обучения большое внимание уделяю воспитанию словообразовательных навыков у детей. Применение наглядных моделей способствует более точному и прочному усвоению детьми на практическом уровне отдельных словообразовательных операций. Например, в игре «Вкусный сок» дети, используя наглядную модель, практически усваивают способы образования относительных прилагательных со значением отнесённости к продуктам питания.
Игра  «Вкусный сок»
Цель: практическое усвоение детьми относительных прилагательных со значением отнесённости к продуктам питания.
Материал: наглядная схема, изображающая стакан с падающей в него каплей сока, вокруг него -  изображения фруктов (стрелки направлены от фруктов к стакану).
Ход: Логопед, указывая на схему, предлагает детям сказать, какой сок они любят. «Я люблю яблочный сок. А ты? Какой сок любит Саша?». Дети отвечают, используя схему.  «Я люблю сливовый сок. Саша любит апельсиновый сок. Я люблю грушевый сок, он сладкий».
Предлагая детям выполнить задания по теме «В семье слов», на практическом уровне формирую у детей умение подбирать родственные слова к заданному слову. В последнем случае наглядные схемы ориентируют детей на поиск слов-«родственников» в определённом лексико-семантическом поле.
Игра «Родственники»
Цель: Учить образовывать родственные слова по опорным схемам.
Материал: Схемы слов.
Ход:
1-й вариант. Логопед называет родственные слова. Дети подбирают схему к каждому слову. Затем каждый ребёнок составляет предложение с запомнившимся словом.
2-й вариант. Дети самостоятельно подбирают родственные слова к главному слову, используя схемы. Затем каждый ребёнок составляет предложение с запомнившимся словом.
Продуктивным является использование наглядных моделей при формировании у детей умений конструировать предложения различных типов.
На первом этапе работы обучаю детей конструированию отдельных словосочетаний по наглядной модели.
Затем использую наглядные модели, максимально конкретизирующие структуру предложения. В качестве элементов таких наглядных моделей использую стилизованные изображения предметов, о которых говорится в предложениях, в сочетании с однотипным изображением отдельных членов предложения (например, изображение «стрелки» на месте сказуемого). При необходимости помогаю детям с помощью дополнительных вопросов, указаний, пояснений.
На первых занятиях, посвящённых составлению простых предложений, дети составляют предложения по одной модели. В составляемые предложения включаются, как правило, беспредложные конструкции. В процессе последующих занятий предлагаю детям составить предложения по двум-трём моделям. В структуру предложений входят как беспредложные, так и предложные конструкции. Такая работа над структурой предложений подготавливает детей к овладению полноценным лексическим и синтаксическим анализом предложений в период школьного обучения.
В качестве иллюстрации к сказанному приведу конкретные примеры описания игр.
Игра «Назови признак».
Цель: Подбирать определения; отвечать на вопросы: какой по цвету? По величине? По форме? По материалу?
Материал: полоски – слова: существительные – синяя,  прилагательные – красные. 
Ход: Подбирать определения к слову «мяч» (откладывать слова-полоски на каждое подобранное определение).
Игра «Кто какую пользу приносит».
Цель: составление простого распространённого предложения с прямым дополнением по заданной схеме.
Материал: наборное полотно, предметные картинки, карточка со стрелкой.
Ход: Логопед показывает предметные картинки, расположенные в карманах наборного полотна (в первом – с изображениями домашних животных и птиц, во втором – с изображениями тех предметов, которые связаны с пользой, приносимой животными и птицами).
Демонстрируется наглядная схема, иллюстрирующая тип будущих высказываний детей («курица  –  яйца»).
Примерные ответы детей: «Куры несут яйца. Куры дают перья. Кошка ловит мышей. Лошадь возит грузы».
Игра «Маленькие слова»
Цель: практическое усвоение падежных конструкций с предлогами на, под, в, за, из-за, из-под.
Материал: Сюжетные картинки, предметные; карточки со схемами предлогов.
Ход: Логопед предлагает детям последовательно рассмотреть картинки и ответить на вопросы.
Применяя наглядные модели, существенно увеличиваю эффективность процесса формирования связного речевого высказывания.  Интенсификация такой работы приобретает особую значимость в связи с тем, что дети с недостатками речи испытывают трудности в ситуациях, предполагающих использование монологической речи. По сравнению с нормально развивающимися детьми рассказы детей, имеющих нарушения речи, отличаются непоследовательностью и фрагментарностью, нарушением логичности, наличием аграмматизмов.
В начале обучения составлению описательного рассказа наглядная модель включает ряд схем, которые нацеливают детей на называние основных признаков описываемого предмета. Например, в задании «Опиши овощи и фрукты» схемы направляют внимание ребёнка на обозначение формы, цвета, запаха, сочности, вкуса описываемых овощей или фруктов.
На последующих занятиях учу детей описывать объект, опираясь на модели, включающие ряд наглядных опор, напоминающих каждому ребёнку последовательность и характер частей, из которых должен состоять рассказ. Использую схемы для составления описательных и сравнительных рассказов Т.А. Ткаченко.
Постепенно дети научаются составлять план своего высказывания (сначала устно, а затем в «уме») и описывают предметы без помощи наглядных опор.
В процессе работы над умением детей составлять рассказ по определённой сюжетной линии использую модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа.
Применение наглядных моделей в работе над монологической речью позволяет впоследствии более успешно обучить детей составлению связного речевого высказывания  по заданной или самостоятельно выбранной теме, а также сочинению рассказа по замыслу.
Развитие связной речи является наипервейшим и наиважнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.

                                   Литература
1.      Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М., 2002
2.      Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. М., 2003
3.      Лапп Е.А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушениями зрения. М., 2006
4.      Лебедева Л.В. Игры и упражнения с родственными словами. М., 2009


Комментариев нет:

Отправить комментарий